Эта заметка была опубликована на «американском» сайте в системе «Русского Журнала» накануне провозглашения независимости Косова в 2008 году. Сайт как будто бы закрылся уже несколько лет назад, и заметка потерялась. После этого не было случаев успешного сепаратизма. Шотландия на референдуме решила пока не торопиться. Каталония поторопилась, но была силком водворена в «общий дом» Испанию. В остальном – затишье. Надолго ли? И как следует воспринимать сецессионизм? Как угрозу мировому порядку или наоборот, как средcтво поддержания мирового порядка?
Александр Кустарев
Косово и сецессионизм -- прецедент, провокация или симптом
Признать независимость Косова, как говорят алармисты, это
открыть ящик Пандоры. В виду этого
прецедента от международного сообщества будут ожидать, что оно признает также
независимость полутора-двух десятков геополитических субъектов, уже
провозгласивших (как и Косово) или твердо намеренных провозгласить свою
независимость. За ними последуют по меньшей мере столько же автономий, где
сильны этнические сепаратистские движения. А за ними и неисчислимое множество
других латентных очагов сецессионизма, стилизующего себя как этнический.
Очевидна легкость такой стилизации в связи с глубокой релятивизацией самого понятия
«этнос».
Такая перспектива изображается как угроза. Что-то вроде
геополитической катастрофы. Помимо ссылок на букву (да и дух, пожалуй)
международного права, это главный аргумент тех стран, которые видят в
независимом Косове прецедент, угрожающий непосредственно их целостности. В
самом Евросоюзе только 17 стран из 27 намерены быстро признать независимость
Косова. 4 страны -- Испания, Румыния, Словакия и Кипр – объявили, что не
признают Косова. Болгария и Греция пока воздерживаются от этого, а Бельгия как
будто бы соглашается, но ее согласие крайне ненадежно, не говоря уже о том, что
она сама на грани раскола. Остальные просто не торопятся и выжидают.
К алармизму склонна и Россия (как, кстати, и Украина). В
ней самой много очагов сепаратизма, причем надо иметь в виду, что для России
(или лучше сказать Москвы) в силу ее инертной и даже романтически
экзальтированной унитарной традиции сепаратизмом пахнет все, что на самом деле
укладывается в схему федерализма. Но можно подозревать, что Россию даже больше
пугают не собственные латентные сепаратизмы, а чужие. Как региональная сверхдержава она должна будет
что-то делать с сецессионистами почти во всех бывших советских республиках. А
что с ними делать? Воспользоваться прецедентом Косова и признать для начала
Абхазию, Южную Осетию и Приднестровье? [Постскриптум 2015: это было написано
до грузинской войны. Саакашвили сильно
упростил задачи Москвы, начав агрессивные действия. Киевский майдан Москва
аытается изобразить как внешнюю агрессию, но это плохо получается].
Нерешительность Москвы в этом отношении определенно указывает на то, что она на
самом деле не знает толком, что делать и как себя вести в новых условиях И,
кстати, ее трудно в этом обвинять. Мы смотрим сейчас в неопределенное будущее
и, честно говоря, будь проклят тот, кто делает вид, что знает, как ему надлежит
в нарождающемся новом мире себя вести. Мы видим, во что обходится Вашингтону
его почти подростковая туповатая гегемониальная фонаберия.
Насколько оправдан этот алармизм? Каково на самом деле
значение независимого Косова как прецедента? Какова реальная перспектива
глубокой фрагментации глобального сообщества? Насколько на самом деле опасна
эта фрагментация сама по себе? И только ли фрагментация предстоит?
Казус Косова
Сам по себе казус Косова никакой роковой роли в мировой
истории не сыграет. Если кто-то особенно будет заинтересован его использовать
как прецедент, то он, конечно, будет на него ссылаться, но
насколько успешно, будет зависеть от параметров его собственной ситуации и
господствующих тенденций в геополитических практиках. Конкретно говоря, шансы
на независимость Абхазии, Шотландии, Квебека, Тибета или Курдистана зависят от
множества обстоятельств и меньше всего от того, чем кончится дело с Косовым.
Независимо от того, приведет этот прецедент к
коррективам международного права или нет.
Фрагментация
Ответить на второй вопрос труднее. За последние 300 лет тенденции
менялись. В конце Средних веков в Европе было около 500 геополитических
субъектов, эквивалентных государствам в современном понимании этого слова. К
середине XIX века их стало всего 25, потом после корректировки 40. К ним
добавились полтора десятка американских государств. Остальной мир был поделен
между ними и организован в виде десятка «империй».
Затем обозначилась противоположная тенденция. Новая фаза
началась в результате Первой мировой войны с распада двух внутриевропейских
империй Австро-Венгерской и Российской. Дальнейший распад империй после Второй
мировой привел к тому, что теперь в мире около 200 государств. По некоторым
прогнозам к концу XXI века их будет около 400. А особо увлеченные футурологи
вообще считают возможным появление на земной поверности тысячи и даже многих
тысяч геополитий, сконструированных по образцу суверенного
территориально-государства («нации»), отработотанному в Европе в предыдущие 2-3
столетия.
Такой прогноз лет 30 назад казался фантазией, потом на
короткое время он стал почти тривиальным, а сейчас опять он начинает казаться
мало реалистическим. На самом деле он просто мало содержателен, потому что
укладывает будущее в слишком примитивную схему.
В Европе и Северной Америке Испания (с Каталонией,
Басконией и Галисией), Франция (с Корсикой и Бретанью), Бельгия (с Фламандией),
Британия (с Шотландией, Северной Ирландией и Уэльсом), Канада (с Квебеком) не хотят отпускать сепаратистов. Но при этом
метрополии предоставляют им все большую автономию. И здесь как будто наметился некоторый баланс
сил и интересов. Конечно, задним числом расширение автономии может оказаться
постепенным разделением нынешних легитимных геополитических субъектов, но это
вовсе не обязательно так. Вообще в ходе длительных торгов за прераготивы и
перераспределения «кусков суверенитета» размывается разница между статусом
суверенного государства и автономной провинции – и в материальном и в символическом
плане. Культура (традиция) автономизма и федерализма (формального и неформального)
в каждом случае очень своеобразна и укоренена. И тут есть неожиданные и
парадоксальные вещи. Например, Шотландия имеет очень широкую автономию. Между
тем Соединенное королевство не федерация. США или Мексика – формальные
федерации, но это мало что значит само по себе и в обоих случаях значит
совершенно разную практику.
Существование Евросоюза
корректирует все сепаратистские конфликты в европейских странах. Наверняка, они
развивались бы иначе, если бы не Евросоюз. С одной стороны, он может блокировать
сепаратизмы, отказываясь принять новые суверенитеты в ЕС на равных основаниях.
Все сепаратисты в странах Евросоюза на это рассчитывают – особенно много об
этом говорят шотландские сепаратисты. Они опираются, как на здравый смысл
Евросоюза, так и на Венскую конвенцию (1969 года), предписывающую
автоматическое включение всех сецессионистских образований в договоры, где
участвуют государства, из которых они выделились. Надежды на эту конвенцию
слишком оптимистичны, поскольку ее подписали до сих пор только 21 государство и
те не очень влиятельны. А что подскажет Евросоюзу здравый смысл, наверняка не
известно. Пока трудно, конечно, себе представить, что Евросоюз изгонит Каталонию,
или Шотландию из своего состава, если они станут независимы даже в одностороннем
порядке, но если вдруг окажется, что претендентов на независимость слишком много,
то настроение в Брюсселе может измениться. Ведь потребуется новая политическая
структура и новая содержательная конкретизация принципа субсидиарности.
С другой стороны, Евросоюз
выступает дополнительным гарантом прав всех меньшинств. В этой роли он способен
обеспечить в конечном счете даже воссоединение Кипра. А если так, то сепаратизм
должен заметно ослабеть у тех меньшинств, которые считают себя угнетенными или
боятся растворения в большинстве. Они могут получить серьезную поддержку в
структурах Евросоюза.
Но не такие меньшинства
грозят сейчас целостности европейских стран. Сейчас сецессионизм становится,
наоборот, характерен для наиболее процветающих провинций – типа Каталонии,
Ломбардии или Фландрии (Бельгия). Их выделение в независимые государства, если
они в самом деле этого хотят, а не просто шантажируют метрополию, может иметь
совершенно непредвиденные последствия для всей мировой геополитики.
В целом же либерализация
государственной философии в Европе и все большее делегирование функций
национал-государств наверх в Брюссель как будто бы должна сопровождаться и
делегированием функций вниз на уровень провинций. Так и происходит. Но приведет
ли это к мультипликации суверенитетов, сейчас сказать трудно.
Сепаратистам придется делать
сложные калькуляции. Во-первых, будут ли ограничения их суверенитета одни и те
же в двух вариантах «включенности» -- в материнское государство или прямо в
Евросоюз? Если да, то чего ради менять свой формальный статус? Если же все-таки
нет, то какой вариант их реального усеченного суверенитета им выгоднее? Это
будет совсем не очевидно в каждом отдельном случае.
Помимо всего этого, есть еще
и чисто символичекая сторона самоопределительной политики. Ее значение сейчас
как будто бы повсюду нарастает и она может оказаться решающей в тех случаях,
когда выгоды и невыгоды суверенитета не
поддаются рациональной калькуляции.
Очень важен как для теории,
так и для практики казус Квебека. Квебек получил от Центра все, чего хотел,
кроме формального суверенитета. Получить его он может только через плебисцит.
Все нынешние опросы указывают на то, что сепаратисты плебисцит не выиграют. На
этом основании можно думать, что геополитический кризис Канады позади, но эти
надежды могут оказаться и преждевременны. Теперь начинает обнаруживаться новый
конфликт между Квебеком и Канадой по поводу иммиграционной политики. Канада
придерживается доктрины мультикультуры британского типа. В Квебеке гораздо
более унификаторская культурная политика французского стиля. По какой схеме
будут адаптироваться иммигранты? Кто мог вчера подозревать, что это может
оказаться яблоком раздора? Кто знает, что может оказаться яблоком раздора
завтра?
Метрополии в Азии не хотят и слышать о сепаратизмах
и подавляют любые их проявления, поскольку нынешние государства там непомерно
велики, культурно разнородны и на самом деле очень неустойчивы. Индия
опасается, что если отпустить Кашмир или Пенджаб, найдется еще много желающих
покинуть федерацию. То же самое касается и казуса Тибета в унитарном, но слабо
интегрированном – в материальном смысле -- Китае. Многоострованая Индонезия
беспокоится, что Ачех и Амбон увлекут за собой Сулавеси и Суматру.
Распад Китая и Индии значил бы совсем не то
же самое, что распад Великобритании, Испании, или Бельгии. Потому что азиатские
гиганты лишь в силу семиотической традиции и как члены ООН именуются
государствами. По существу же они субглобальные конгломераты, где в разной
пропорции смешаны самые разные интегративные модули, что делает их (при всех
различиях) скорее аналогами Евросоюза. А раз так, то их распад был бы
аналогичен распаду Евросоюза. Это не исключено, но аналогия с Евросоюзом
подсказывает и другую возможность. А именно постепенное их перерождение в более
полные структурные подобия Евросоюза без формальной фрагментации на суверенитеты.
Ситуация в менее крупных странах Южной и
Юго-восточной Азии ближе к ситуации в отдельных европейских странах, но там
сепаратизмы пресекаются авторитарностью метрополий и отсутствием поддержки
извне, чем бы это ни объяснялось. С другой стороны вырождение этих конфликтов в
военное противостояние фактически выводит зоны сепаратизма из-под контроля
метрополий – тенденция к «военкомству» (военком = warlord).
На Ближнем Востоке появление новых государств
напрашивается. Оформления палестинского государства, кажется, хотят все, но
никто не допускает, что Палестина будет располагать полнотой суверенитета.
Висит в воздухе распад Ирака -- через федерализацию или напрямую. Но в распаде Ирака не
заинтересованы внешние силы, опасающиеся
возникновения шиитской «оси» во главе с Тегераном. А Турцию, в частности,
беспокоит то, что появление государства на основе иракской части Курдистана
усилит курдский ирредентизм.
В Африке этническая пестрота в сочетании с
богатыми недрами благоприятна для сепаратистско-суверентистских инициатив, но и
признанные на международном уровне агенты централизации уступать не хотят.
Гражданские (этнические) войны в Африке до сих пор почти не приводили к
возникновению новых государств (выход Эритреи из Эфиопии, кажется, единственное
исключение). Так, вероятно, будет и дальше, если сепаратистов не поддержат
внешние силы. Зато в Африке много «военкомств».
Есть объективные обстоятельства, мешающие
геополитической перекройке Африки, несмотря на искусственность и явную
дефективность африканских государств, учрежденных в бывших административных
границах империй. Африканские общества остаются племенными и конвертирование
племен в территориальные политии предполагает совершенно немыслимую
полит-географическую конфигурацию африканского пространства. Не говоря уже о
том, что главная геополитическая реальность Африки это огромные городские агломерации,
а они все многоплеменные.
Для Латинской Америки до сих пор сепаратизмы
не были характерны. Все страны здесь, в особенности крупные как Мексика или
Бразилия в принципе никогда не были устойчивы и сохраняли целостность,
вероятно, исключительно благодаря тому, что местные имущественные элиты были
вполне способны обеспечить себе почти полную независисмость де факто. Так,
может быть, и останется. Но не
наверняка. В Боливии, например, сепаратистские силы сейчас вдруг обнаружились в
более богатых восточных провинциях. В Мексике, наоборот, в самых бедных
провинциях Юкатана.
Перспективы этнических сепаратизмов в России
выглядят бледно. Титульные народы в субъектах федерации с этнической окраской
мало где составляют больше половины населения. Этническим элитам (деловым в
особенности) важнее участие в общероссийской жизни, чем формальная
независимость под неизбежным все равно протекторатом Москвы. На самом деле
настоящую угрозу целостности России представляют региональные сепаратизмы.
Рискну предположить, что пока они не заявили о себе только потому, что не
располагают достаточными семиотическими ресурсами для самоутверждения в
общественном мнении и вообще из-за крайней слабости публичной сферы в России.
Так выглядит очень эскизная картина
разнонаправленных геополитических тенденций. Ничто не указывает на то, что
казус Косова будет способен существенно ускорить процесс геополитической
фрагментации, который сам по себе как будто бы замедлился.
Но тут начинается самое интересное.
Покровители независимого Косова уверяют, что это уникальный случай и предлагают
нам видеть в нем чисто оппортунистическое, хотя и рискованное разовое
предприятие. Так ли это? Что если это на самом деле вполне сознательная
провокация? Либо рассчитанная на развязывание фрагментации, которой на словах
все хотят якобы избежать. Либо просто эксперимент и некая разведка накануне
актуализации целого ряда аналогичных казусов.
Для тех, кому такая постановка вопроса
покажется слишком конспираторной, переведем проблему в чисто содержательный
план.
Нынешняя конфигурация почти всех стран мира
продукт длинной цепи исторических событий и далека от рациональности.
Большинство суверенных государств не могут переработаться в полноценные и
эффективные гражданскиие общности. Некоторые для этого слишком разнородны, и их
унификация обойдется слишком дорого. Другие слишком малы. Третьи, наоборот,
слишком велики.
Коль скоро глобальное сообщество теперь уже
сложилось и стало системой, все государства теперь должны отвечать системным
вызовам и если они к этому не способны, система будет настаивать на их
ликвидации, на их разукрупнении, на их укрупнении. Так системный императив,
независимо от конкретных обстоятельств и агентур его реализации, был самым
глубинным фактором демонтажа Югославии. Югославия не могла обеспечить
безопасности и стабильности. Системный императив привел и к распаду СССР и
вообще «соцлагеря» как экономически неэффективного образования.
В том же направлении должна действовать и
другая логика. А именно логика распада слишком массивных бюрократий. Эта логика
сыграла значительную роль в распаде СССР. Должна была бы сыграть большую роль в
распаде Китая, и кто-то из знатоков Китая должен бы посмотреть внимательнее, не
действует ли она в Китае и если нет, то объяснить почему. Во всех европейских
странах эта логика заметна. В США она слабее благодаря и так уже широкой
реальной автономии штатов как субъектов федерации.
Причем здесь есть одна волнующая тонкость. Мы рутинно усматриваем в правящих
истеблишментах геополитических сообществ агентов централизации, а в провинциях
— потенциальных агентов сепаратизма (или автономизма в тех сферах, которые они
сами определяют как желательные сферы самоуправления). На самом деле это не
обязательно так. Противоположная коллизия может оказаться скорее конъюнктурной,
как, к примеру, в момент почти импровизированного самораспада СССР, или
маргинальной, как в случае настойчивых попыток Лондона культивировать
самоопределительные инстинкты в исторических провинциях (так называемая
«деволюция») вопреки апатии самих провинций. Во Франции, похоже,
децентрализаторские усилия бюрократического центра были и более настойчивы и
более результативны при том, что Франция продолжает всеми восприниматься как
образец унитарности и централизации. Все эти случаи, однако, позволяют
предполагать, что роли агентов интеграции и дезинтеграции не закреплены за
одними и теми же субъектами навечно. Другими словами, мы привыкли думать, что
главный стимул к распаду идет снизу, а не сверху, но в какой-то момент
обнаруживаем, что дело обстоит прямо наоборот. На повестке дня своего рода
«геополитический аутсорсинг».
Названные
тенденции в отличие от сепаратистских движений и конфликтов, как правило
этнически стилизованных, не лежат на поверхности, но именно они гораздо важнее
для прогноза, чем политическая конъюнктура с участием разнообразных движений за
независимость и автономию.
Опасность
фрагментации
Но
состоится или не состоится дальнейшая мультипликация суверенитетов в мире,
остается сам по себе актуальным вопрос о том, как мы должны к ней относиться. Следует
ли ее на самом деле бояться как геополитической катастрофы? Не с точки зрения
интересов отдельных участников процесса, как существующих, так и стремящихся к
существованию. А с точки зрения блага всего всемирного сообщества.
Размножение
суверенитетов оправдано и желательно на основании доктрины, предполагающей, что
разнообразие благоприятно для всеобщего благосостояния. В то же время
мультипликация агентов в конфликтующем мире неблагоприятна для иеждународной
безопасности.
Поскольку
оба эти соображения невозможно (по крайней мере очень трудно) оспаривать,
задача мирового сообщества, очевидно сводится к нахождению такой структурной
формулы, которая обеспечила бы «минимакс решение». При этом кажется очевидным,
что никакое предварительное решение проблемы невозможно. Компромиссная
структурная формула мировой геополитической системы не может быть
спроектирована заранее, а будет отыскиваться наощупь в ходе процесса, который
можно назвать процессом самоорганизации.
Обновление
системы
В ходе этого процесса
глобальная система, нащупывая новую формулу своего состояния, обнаруживает
сейчас такие тенденции.
Во-первых, консолидацию промежуточных уровней
организованности. Чем больше в мире будет государств (их эквивалентов), тем
больше, разумеется, надобность в промежуточных уровнях. После крушения
двухполярной системы почти сразу стало ясно, что без этого не обойтись,
поскольку всемирный концерт (воплощенный в образе ООН) пока остается удручающе
неэффективным , а однополярная система не под силу никому да и никого, кроме
«всемирного империалиста» (сейчас это США) и его прямых клиентов не устроит.
Промежуточных уровней порядка может быть несколько или только один. Потребность
в них заставляет нас впомнить об опыте империй и империализмов. Идущая теперь
частичная реабилитация империй именно связана с их трактовкой как промежуточных
структурных уровней глобальной системы. Никто сейчас не говорит, что в прошлом
империи хорошо с этим справились. Какое-то время справлялись, но в конечном
счете не справились. Потому и распались. Но нарастает ощущение, что этот
структурный уровень должен быть восстановлен. Наиболее убедительный прообраз
такой субглобальной организованности на сегодня представляет собой Евросоюз.
Во-вторых, все более очевидно, что мировое сообщество не
удастся выстроить как совокупность одних только абсолютно суверенных агентов с
абсолютно одинаковым материальным наполнением их суверенитета. В ней должно
быть много агентов с иным статусом --
усеченный суверенитет, частичная зависимость, неполное участие, не полное и
невсеобщее признание... что еще? И тут
очень важно, что разница между автономией и независимостью постепенно
стирается. Очень яркие этому
свидетельства Квебек, Шотландия и Каталония. Косово могло бы стать интересным
прецедентом, если бы был принят самый последний план Сербии, предполагавший для
Косова практически независимость без официального статуса суверенного
государства. А сейчас с похожим и кажется даже более радикальным предложением
для Абхазии выступил Саакашвили. Произнесены слова: «неограниченная автономия».
Это – импровизация и она не останется без последствий для геополитической
практики, а за ней, надо думать, и международного права.
В-третьих, агентами
суверенитета становятся не только территориальные политические сообщества. Эта
тенденция пока еще в самом начале, но быстро нарастает и если дальше так
пойдет, то территориальные национал-государства вообще могут быть отодвинуты на
второй план как агенты всемирной геополитической самоораганизованности. Либо
они растворятся в субглобальных конгломератах типа Евросоюза. Либо останутся за
пределами таких конгломератов. И тогда они станут воплощением идеи
изоляционизма. В этом случае из много обещавшей новинки, каким оно было в XIX веке, территориальное национал-государство рискует превратиться
в периферийный реликт — помесь секты и этнической резервации. Тогда
«государств» может стать сколь угодно много, может быть, тысячи, но все они
будут «маломерными» и окажутся самым подчиненным элементом глобальной системы.
Косово пока и выглядит образцом такого рода геополитии.
Даже его географическое положение не гарантирует ему
ни полноценного суверенитета, ни полноценной включенности в большие структуры.
В этом смысле Косово и в самом деле прецедент. Уроки из него будут извлечены
позднее. Их извлечет тот, у кого будет для этого адекватная оптика.
No comments:
Post a Comment