Три года назад в очередной заметке для журнала «Неприкосноваенный запас» (2017,№
3) я изготовил бук-эссей по поводу книги вторитетного немецкого историка Гетца Али «Европа
против евреев» G.Aly Europa gegen die Juden 1880-1945). Эта книга замечательна тем, что наконец-то трактует холокост не
просто как преступление немецкого нацизма, а как кульминацию общеевропейского
антисемитизма. Для этого блога я сделал перевод короткого фрагмента из книги
Г.Али. Поначалу я думал дополнить этим свой бук-эссей, но по разным
обстоятельством не смог это сделать во-время, а потом совсем забыл об уже
сделанном переводе. Только что я его случайно обнаружил в своих файлах и вот публикую,
теперь уже чтобы напомнить о публикации в «Неприкосновенном запасе».
В этом фрагменте Г.Али воспроизводи раннюю интерпретацию конфликта
европейских наций с евреями как «чужаками», намеченную Трейчке, отредактированную
Зиммелем и Зомбартом и, что особенно интересно, поддержанную забытыми ныне
проницательными еврейскими комментаторами. Далее следует короткая глава из книги Гетца
Али.
Евреи как вожделенный идеал и объект зависти Juden als beneidete Vorbilder (ss. 357-361)
На семи страницах своего
знаменитого эссе «Рассуждение о «чужом»» («чужаке») Георг Зиммель в 1908 году предложил
теории несколько вопросов, которые мы теперь можем обдумать. Зиммель рассуждает
о «чужом» вообще, но называет европейских евреев классическим случаем этого
рода. В общем случае «чужой» сталкивается с «местными как странник. Свободно
меняющий место и опытный в миру, персонаж сталкивается с людьми, привязанным к
земле. Но «чужой» у Зиммеля «это не тот, кто сегодня пришел, чтобы завтра уйти,
а тот, кто пришел, чтобы остаться.-- так сказать, потенциальный странник; хотя
он как будто бы не собирается уходить, еще не до конца преодолел промежуточное
состояние между прибытием и выбытием». При всем доверии к местным он смотрит на
них с некоторой дистанции. Это дает ему независимость: «он относится к местным
обстоятельствам не так предрассудочно. Соотносит их с более общими, более
объективными идеалами и в своих действиях руководствуется не привычкой,
пиететом, антецедентом. Он, попросту говоря, подвижен»
Обычно «чужой» укореняется в местной жизни как торговец. Пока хозяйство ориентировано на самообеспечение, торговец не мешает тем, кому он предлагает продукты из дальних стран. Только в модерне «чужой» превращается в проблему. В сфере производства быстро углубляется разделение труда между городами, районами, государствами и континентами; требуетсе все более обширный аппарат посредников, занятых торговлей, перевозкой, информацией; растет биржа и маклерство, банковский кредит, гарантийно-договорная документация. Это новое хозяйственное пространство организует «чужой». Он – интернационален и сообщается со всем миром. Он захватывает возникающие и все более нужные обществу позиции, где требуется умственная работа: в предпринимательстве, администрации и свободных профессиях.
Именно вв этих сферах
разгорается, начиная с 1880х годов, антисемитизм. По словам Зиммеля: «Поскольку
в торговле нужно все больше работников и больше, чем в первичной
производственной сфере, «чужие» устремляются в торговую сферу. Тем самым они
внедряются «в круг, где все позиции, вообще говоря, заняты, а точнее считаются
занятыми. Но в торговле еще сохраняются неограниченные комбинаторные
возможности». Там возможен экономический успех, там «интеллект неустанно
расширяет горизонт и совершает открытия», что «дается гораздо труднее
«первичным производителям, менее подвижным и привязанным к медленно растущей
клиентуре».
В переломные эпохи
коренное население чувствует, что оно как бы заморожено и не поспевает за
переменами; ему кажется, что оно ущемлено и ущербно.
Туземец относится к
более ловкому «чужому» отчужденно и полу-завистливо, со смесью удивления,
настороженности, недоброжелательности и озлобления. Именно в этой обстановке
возникают известные национал-антисемитские клише. Очень скоро евреев начинают
обличать как неукорененных безродных космополитов, а местным приписывать особое
благородство как органичным носителям народной традиции; их предки дескать с
незапамятных времен своими руками культивировали родную землю, защищали ее от
врага и завещали продолжать это святое дело потомкам.
Юрий Слезкин в часто
цитируемой книге «Еврейский век» следует схеме Зиммеля, не упоминая его. Он проводит
то же самое различие, хотя в более легковесной терминологии и между теми, кого
он называет «меркуриане» и «аполлинарии». В греко-римской мифологии Меркурий
(Гермес) был покровителем посланцев, купцов, посредников и разведчиков; Аполлона
Слезкин трактует в узком и мало известном (в основном в критском фольклоре)
значении покровителя домашнего очага и стада, то есть оседлого населения.
Зиммелю и Слезкину можно
возразить, напомнив, что масса восточноевропейских евреев жила в бедноте.
Занимаясь мелкой торговлей или торговлей вразнос, как мелкие
предприниматели-одиночки на основе разных ремесел – портные, сапожники,
кузнецы, жестянцики – они кое-как сводили концы с концами и сами себя называли «пташки
божьи» (Luftmenschen). Помимо этого, следует помнить, что Зиммель, работавший тогда
приват-доцентом в Берлине, строил свою схему, имея перед глазами
буржуазно-ассимилированное немецкое еврейство. Но с другой стороны на рубеже XIX-XX веков
евреи обнаруживат гораздо больше стремления пробиться наверх, чем широкие массы
в среднем. Зиммель лишь косвенно указывает на эту сторону дела и не обсуждает
ее. Об этом пишет Вернер Зомбарт, сделавший в свое время вместе с Зиммелем так
много для становления социологии как научной дисциплины. Снова и снова Зомбарт
подчеркивает: начиная в тех же самых и даже худших условиях, чем деревенские
христиане, евреи в тогдашнем Берлине и везде, где им была обеспечена
экономическая свобода преодолевали барьеры вертикальной социальной мобильности
в три-четыре раза быстрее, чем христиане-туземцы (Landsleute), оставляя своим конкурентам более низкие позиции. Евреи, говорил Зомбарт,
«гораздо умнее и предприимчивее, чем мы». и считал на этом основании
справедливым ограничить им доступ в высшие учебные заведения. Ученый как будто
бы не должен был бы считать желательным в интересах науки, чтобы еврейскому
претенденту предпочитался «более глупый» претендент. Тем не менее Зомбарт
рекомендовал эту меру, поскольку в противном случае «все доцентуры и профессуры
в высшей шоле будут заполнены евреями – крещеными или некрещеными, безразлично».
Последнее замечание Зомбарта ясно указывает на то, что антисемитизм вышел за
пределы простого религиозного отторжения. Реакция на умственное превосходство
евреев не становится слабее, если они переходят в христианство.
Те же соображения
вдохновили антиеврейское выступление историка Генриха фон Трейчке в 1879 году.
В часто цитируемой работе «Наши воззрения», намеренно заостренной против
экономического карьеризма пришельцев, он называет их «шайкой юнцов-рвачей, торгующих
штанами», чьи дети и внуки рано или поздно будут командовать немецкими биржами
и газетами». Именитый историк (и блестящий стилист) бичует «непомерное рвение»
«всегда готовых к действию проворных вторженцев». Проделки этих ловкачей, пишет
Трейчке, грозят гибелью «скромному благочестию» и «старому доброму
благонравному трудолюбию» коренных немцев.
И это явление
оказывается центральным во всех странах, которые попали в наше поле зрения [книга
Г.Али -- АК]: идет ли речь о евреях в литовской внешней торговле, или о
процентной норме для евреев в гимназиях и университетах, или о еврейских
портных, строящих большие швейные фабрики, или о торговцах, организующих
большие универмаги, или об издателях, создающих крупные издательства, или о
строителях железных дорог и телеграфной связи,
или об организаторах бирж и банков. Зависть к этим успехам постепенно
переходит в ненависть неудачников, независимо от того, чем объясняется их
неудача – объективными трудностями, неумением или трусостью.
Ментальные различия превращаются в материальные
В начале ХХ века в социалистических
и буржуазных кругах обсуждалась проблема, как можно стимулировать мобильность
нижних слоев народа. Цель состояла в том, чтобы помочь «одаренным и способным»
подняться в обществе выше, чем это предполагало их классовое происхождение. В
1920 году немецкий государствовед удовлетворенно заметил, что политика и наука
серьезно заинтересовались этим «процессом отбора». Стало ясно, что в
национальных интересах выяснить, «каким образом индивид продвигается наверх,
какие факторы определяют это движение и кому именно удается это восхождение».
На примерах трех
поколений нееврейских семей Момберт обнаружил, что медленное движение наверх
происходит в соответствии с такой закономерностью: «Как правило перемещению
индивида из одного класса в другой (вверх и вниз) предшествует движение по
ступеням внутри собственной социальной группы, после чего следующее поколение
уже переходит в другой класс». Это – «непрерывный процесс движения по
социальной лестнице вверх и вниз». В целом преобладает постепенное восхождение,
но ему сопутствует попятное движение, иногда стремительное падение вниз.
Всеобщее стремление улучшить «свое или своих потомков социальное положение
поначалу распространяется медленно, а затем ускоряется все больше по ходу
распада старого сословного порядка и становится всеобщей целью, как
констатировал Момберт в 1920 году.
Классовые отношения,
самое позднее на рубеже веков, пришли в движение не в последней мере благодаря
широкой образовательной программе социал-демократических партий. Как говорил ....
персонаж романа Теодора Фонтане «Штехлин» (1899) пастор Лоренцен: раньше можно
было 300 лет оставаться владельцем замка или ткачем, а теперь каждый ткач в
любую минуту может стать владельцем замка. А в другом месте тот же пастор учит,
как изловчиться и избежать крайностей этого перемещения вверх и вниз: лучше
пусть будет по старому, если это удается, а по-новому -- только уж если этого никак
не избежать. Когда пастор внушает своей
пастве такое кредо, это звучит в сущности почти так же как возмущение Трейчке
«шайками торговцев штанами».
В новых условиях сильно
пошатнулась статусная уверенность. Поощряемое государством стремление подняться
наверх и получить образование, с одной стороны, подогрелось Мировой войной –
буквально по знаменитому присловью «в ранце каждого солдата лежит маршальский
жезл», а с другой стороны, привело к разочарованию многих миллионов. И вообще,
во всеобщей гонке за счастьем всегда кто-то находит, а кто-то теряет, а кто-то
добивается чего-то, но никогда не становится первым, как ему хотелось бы. Это
порождало зависить и ненависть к тем, кто добивался успеха и при этом легко
распознавался как отдельная группа.
Но как могло случиться,
что антиеврейские настроения в Польше, Литве, Румынии становились все сильнее,
несмотря на то, что восточноевропейское еврейство жило в страшной бедности и
лишениях? Это пытался объяснить сионист марксистской ориентации Бер Борохов в
1917 году, сравнивая социальное положение евреев и христиан не по моментальным
статистическим данным, а, как Зомбарт или Берне, по их разной социальной
динамике. По его наблюдениям капитализм в Восточной Европе сильно потеснил
массу еврейских ремесленников, которые до того портняжничали, тачали сапоги и
столярничали, «поскольку машина была их злейшим врагом».
Евреи реагировали на
это, однако, не как фаталисты и не ломая машины. Они адаптировались. Борохов
говорит о «вытеснении еврейских рабочих» в ходе длительного процесса
социального переслоения. Вслед за появлением парового ткацкого станка в Лодзи и
Белостоке на фабриках появились рабочие-христиане и скоро еврейские ткачи почти
исчезли. Переход от ручного производства к машинному, таким образом,
сопровождался заменой еврейских рабочих на христианских. Евреи эмигрировали,
переселялись в большие города или создавали собственные предприятия.
Такую разницу в
поведении Борохов объясняет разной ментальностью: «Еврей решает начать
собственное дело с самыми скудными средствами, на что христианин не готов».
Буквально на гроши еврей создает предприятие, тогда как материально более
благополучный христианский рабочий «будет всю жизнь работать на другого». И
Борохов заключает: «состав еврейского рабочего класса очень текуч», то есть
меняется значительно быстрее, чем в христианском сегменте. Многие евреи твердо
намерены вырваться из пролетарской нищеты. Освободившиеся рабочие места тут же
занимают другие евреи, чтобы в свою очередь как можно быстрее выйти из
состояния фабричного рабства». Нееврейские российско-польские социалисты
обращают внимание на другую сторону дела. В 1912 году, они сомневаются в революционной
решимости своих еврейских товарищей по классу, потому что «они гораздо раньше
социально утверждаются о обуржуазиваются», чем польско-христианские рабочие.
Левые социалисты с подозрением относятся к тому, как быстро еврейские рабочие
находят средства и пути поднться наверх и как отстают от них нееврейские
пролетарии.
Делекий от марксистских
объяснений Йозеф Тененбаум , обнаруживает то же самое, о чем прямо говорит
Борохов, а косвенно левые социалисты и приверженцы католической социальной
доктрины. Последние снова и снова обращают внимание на «польскую медлительность». Тененбаум наблюдает в своем родном городе Лемберге
(Львове): «Евреи в основном принадлежат к типу городского среднего слоя, не
характерного для такой исключительно сельской страны как Галиция, где сильно
распространена расовая ненависть; этот тип не годится для того, чтобы смягчить
возникающий на основе экономических противоречий конфликт между городом и
деревней». Напряжение росло по мере того, как галицийские крестьяне стали
массами переселяться в город и там попадали в самую конфликтную ситуацию: «Он
является в город как homo rudis и сталкивается здесь с интеллигентным
сообразительным средним слоем, с которым он не может конкурировать» При этом ркчь шла об одной вполне
определенной категории конкурентов, говоривших на другом языке, имевших другие
повадки и иную конфессию. В этих условиях «конкуренция становилась более
ожесточенной», чем была бы, если бы конкурентов в процессе перехода к другому
образу жизни было бы больше, чем один. В обстановке всеобщей урбанизации евреи
восстановили против себя всех, кому они в европейских городах блокировали
возможности заработка.
Тененбаум выделяет два
социально-экономических фактора. Во-первых, неизбежно растущее в начале
капиталистического развития противоречие между городом и деревней. Во-вторых,
по его наблюдениям, надежды христианского пролетариата, втянутого в поток
урбанизации из-за его малограмотности и незнакомства с городским образом жизни,
оказываются не осуществленными. Так воникает армия разочарованных, считающих,
что жизнь их обманула. К тому же их только что проснувшаяся национальная
гордость уязвлена тем, что прилежание и инициатива евреев обеспечивает им
всеобщее уважение и коммерческий успех. Это было оскорбительно для польской
национальной гордости. В этом поле напряженности, проанализированном Берне,
Зиммелем, Зомбартом, Бороховым, Тененбаумом, Слезкиным, энергетически
нагнетается современный антисемитизм. За 12 лет до Зиммеля Теодор Герцль
распознал в «классовом подъеме автохтонных евреев» новый источник враждебности
к евреям и противопоставил «предпринимательский дух» «духу постоянной работы»
Но лишь на рубеже веков, а пожалуй даже после Первой мировой войны массы
оказались социально активированы, лишившись привычной базы существования, и
принуждены к мобильности. Коренное национальное большинство бросилось
наверстывать упущенное и в этом их поддерживали их выборные лидеры и
правительства.
Все специальные исследования, которые я использовал в этой книге, подчеркивают эти социально-экономические напряжения, очень редко упоминая расовые теории. Переживший холокост Андреас Бисс (Andreas Biss), рассказывая в 1960 г о депортации венгерских евреев и о своих попытках их спасать, напоминает, что после 1867 г это «трудолюбивое» меньшинство оказалось главной силой едва нарождавшейся венгерской буржуазии и образованной городской интеллигенции. И одновременно с этим зарождается и быстро «взрослеет» общественный антисемитизм, который, как он сам подчеркивает, объясняется «скорее политическими и социальными обстоятельствами, чем религиозными или расовыми предрассудками». Чем благополучнее становились евреи, резюмирует Бисс, тем больше им завидовали.
No comments:
Post a Comment