Когда-то (лет 15
назад) я написал для еженедельника "Новое время" заметку "Порнография".
Ее гороями были Абрамович в роли хозяина Челси, Михалков в роли автора
гимна России и Шварценеггер в роли губернатора Калифинии. Потом я
дабавил к этой коллекции Депардье в роли гражданина России. Теперь
добавляю Петера Чеха в роли вратаря Арсенала. Я публикую здесь заново эту статью и заодно ввожу понятие
Дополнение 1
Жерар Депардье демонстративно уходит от французского подоходного налога и хочет эмигрировать в налоговый рай – Россию.
Эскапада Жерара Депардье вызывает две занятных ассоциации. Во-первых, маркиз де Кюстин. Как он любил Россию, пока в ней не побывал! А потом рвал на себе волосы. Во-вторых, Депардье нынче так стал похож на Гаргантюа, а отсюда ассоциация идет в сторону раблезианской скабрезности. Скабрезно выглядел дурацкий карнавал в Саранске, а в Саранске жил Бахтин, так много сказавший про карнавал со ссылками именно на Рабле. Поразительное совпадение. Почти мистика. Воиистину, ка воре шапка горит. Просто-таки перст божий.
Дополнение 2 (июль 2015)
Теперь Петер Чех будет вместо Челси играть за Арсенале. Партизане (болелы, фаны) Челси в сети мочат Чеха. Он ноет и говорит то они не настоящие партизане Челси. Пальцем в небо. Они настояшие фаны. Они-то как раз настоящие. А Чех перебежчик Не потому что ушел из Челси. Его оттуда выжили. А потому что пощел работать на прямого конкурента и старого врага. Это я говорю не как партизан Челси. Я как раз предпочитаю Арсенал. Терри говоит, что это даст Арсеналу до 15 лишних очков. Наверное, перебирает. Но не это важно. А то, что это некрасиво. Раньше такого не было. И дело не просто в конкурентной этике. А в потере лица. Клубы теряют лицо. Игроки теряют лицо. И конкуренция становится фиктивной. Из трех-четырех клубов, прямо и монопольно конкурирующих за медали, теперь лучшие шансы у того, кто ухитрится заманить к себе и не пустить в другие клубы трех-четырех ключевых игроков. И это становится особым участком трансферного рынка.
Говорят Жозе не хотел отпускать Чеха в Арсенал. Абрамович распорядился. Какого рожна -- один черт знает. Может быть вспомнил как в 2004-05 годах агрессивно сманивал Эшли Коула из Арсенала в Челси? Тоже была порнография. Но порнографией порнографию не исправишь.
"Гомо порнографикус"
Александр Кустарев
Александр Кустарев
ПОРНОГРАФИЯ
Еженедельник «Новое
время», наверное 2004 год
Я всегда гордился тем, что я не эстет. Но нынешняя
публичная жизнь может превратить в эстета даже самого закоренелого рационалиста
и циника. Чтобы было понятнее, куда я клоню, я вспомню для начала роман
Витольда Гомбровича «Порнография». Этот маленький шедевр – элегантная и эффективная манифестация
эстетства. Гомбрович расписывает эпизод из польского сопротивления. Он не жил в
Польше в те годы. Отсутствие актуальных деталей он компенсирует
содержательностью абстрактной схемы. Схема эта на первый взгляд вполне типична
для романов о том времени. Организуется и исполняется покушение на человека,
ставшего опасным. Всё происходящее оказывается омерзительным. Читая роман
Гомбровича, испытываешь тихое отвращение и под конец впадаешь в глубокий
эстетский пессимизм по поводу ничтожества людей и всего того, что они делают.
Центральный персонаж по ходу действия вызвает всё больше подозрения насчёт
своей субстанции – Гомбрович определённо намекает, что это сам чёрт, может
быть, какой-то мелкий, но, похоже, Гомбрович думает, что и сам князь тьмы –
ничтожество. Гомбрович в этом романе – тотальный пессимист. Его эстетство уже
не отличимо от цинизма.
Обратимся теперь к
трём эпизодам недавней публичной жизни, буквально вопиющих к тому, чтобы подойти
к ним с меркой Гомбровича.
Эпизод первый. Когда нам вернули советский гимн, я
признаться, не испытал ни малейшего смущения. Я даже нашёл доводы в пользу
этого – сейчас неважно какие. Это пока речь шла о музыке. Но потом речь зашла о
словах, и после перебора разных вариантов оказалось, что слова будет
переделывать опять старый Михалков. Меня затошнило.
Но это только для начала. Однажды, включив наугад
какой-то канал (в вечной погоне за хорошим прогнозом погоды), я оказался
свидетелем такой умопомрачительной сцены. Ведущий обсуждал проблему текста
гимна с Никитой Михалковым. Молодой Михалков как всегда косноязычно путался в
маловразумительных тривиальностях, но вдруг произнёс нечто совершенно
невообразимое. Это хорошо, что папа будет писать новый гимн, это судьба, так
было угодно Богу – сказал молодой Михалков. И в этот момент меня вырвало.
Значит, что же такое получается? Революции, войны, десять
миллионов мёртвых, двадцать миллионов, тридцать, бесчисленные и душераздирающие
человеческие драмы, разбитые сердца, утраченные иллюзии, кровь рекой,
потраченные десятилетия и что же? На развалинах и пожарище сидит старая
кикимора и сочиняет заново гимн. Все в могиле и в дерьме, дядя Стёпа на коне.
Значит всё это было только для того, чтобы зомби-гимнюк наслаждался своей
неуничтожимостью? И это угодно Богу? Мне, неверующему, такие слова гимнюковича
кажутся образцовым богохульством. Но гимникович-то верующий? И как у него язык
поворачивается? Что это такое? Это Порнография.
Эпизод второй. Роман Абрамович покупает английский
футбольный клуб «Челси». «Челси» над Темзой купить бы я рад. Деньги на бочку и
нету преград.
Зачем это было Абрамовичу? Это ведь не настоящий бизнес.
Бизнес на футболе делают только те, кто паразитирует на на чьих-то спонсорских
расходах. Или те, кто связывает со спортом свою стретегическую рекламу. Или
медия. Поэтому спонсорское субсидирование футбола и не настоящая филантропия.
Увод денег от налогов? Пожалуй, но вряд ли это самый
удобный и эффективный способ. Деньги от налогов лучше бы уводить в тихую.
Забава? Детская мечта? По поводу последней версии
распускают слюни борзописцы, обожающие переживать вместе с богатыми их
экстравагантные забавы. Ну что вы хотите, умилённо рассуждают они, ну была у
Ромочки детская мечта купить английский футбольный клуб.
Не было у Ромочки такой детской мечты. Когда Ромочка рос,
детей учили мечтать в других направлениях. Ромочка мечтал скорее всего стать
проректором по хозяйственной части или, если очень повезёт, начальником главка.
Ну в крайнем случае, старшим экономистом. Футбол и лондонский Челси появились в
его жизни намного позже, уже после того, как семиотика советской жизни стала стремительно
и хаотично меняться.
Абрамович купил «Челси» из чисто интеллигентского
тщеславия. Миллиарды, кооторые на него записаны, глубокого удовлетворения ему
не приносят. Что с ними делать, он не знает. Обменять их на власть он побаивается
и правильно делает. А Рома хочет прежде всего славы, чтобы все его видели и все
о нём говорили – как об Алле Пугачёвой. Для этого мало быть приклеенным к
миллиардам. Нужно приклеиться к чему-то другому, семиотически более
многозначительному. Что нынче высоко котируются? Котируется Лондон, котируется
название «Челси», котируется футбол. Поехали.
Пока - скорее смешно, чем противно. Но купив «Челси»,
Рома начинает озираться по сторонам, тыкать пальцем во всё самое хоррошее и
приговаривать – заверните, заверните, заверните. Заверните этого виртуоза,
этого и этого, заверните мне этого менеджера, этого тренера и кого там ещё. В
нашем клубе должно быть всё самое лучшее. Все должны видеть, что мы самые
лучшие.
Беда всей этой перекупки не в том, что она губит старую
культуру футбола как народного развлечения и соревнования, превращая его в
цирк. Ничто не вечно, футбол с локальным птариотизмом, конечно, уже в прошлом.
Жалко, но что поделаешь. Но перекупочный беспредел всё равно пугает. При виде
всего этого вспоминаешь старую шутку: «Матч между командами воров и бандитов
кончился со счётом 2:1 в пользу воров, но бандиты опротестовали результат,
утверждая, что воры украли у них один гол. Шутки шутками, но, похоже, что скоро
игроков будут перекупать в перерыве между двумя таймами. Никто не говорит, что
в «Челси» должны играть только те, кто родился в Челси или хотя бы в Лондоне.
Никто не говорит, что переходы игроков нужно запретить. Но
гомерически-раблезианское вливание отвязанно-отмороженных денег в футбол ведёт к
тому, что сама суть стратегии любого клуба сведётся к подбору звёзд.
Фантази-футбол прямо на поле живьём. Футбол без человеческого лица.
Почему Абрамович купил именно «Челси»? Не исключено, что
другие клубы просто не захотели продаваться такому абсолютному во всех
отношениях чужаку как Абрамович – он ведь даже не в шоу- или медия-бизнесе как
Мёрдок, например, покушавшийся лет пять назад на «Манчестер Юнайтед». Не то
чтобы нынешние клубари (как предприниматели, так и бюрократы) так уж были
нечувствительны к звону монет. Они просто иначе понимают баланс выгод и невыгод
от такой сделки. «Челси» по потере футбольной сущности в самом деле опережает
все другие клубы. Он раньше и больше всех космополитизировался и глубже всех
коммерциализировался. К тому же его владелец Кен Бейтс как-то так остался без
наследников и продолжателей и хотел сбыть с рук недвижимость, чтобы уйти на
покой.
Но не только в этом дело. Челси, наряду с Белгравией и
Южным Кенсингтоном – самый богато-престижный жилой район Лондона и тот, кто
прилепляет своё имя к этому названию становится как бы почётным гражданином
этой деревни. Русские денежные мешки покупают квартиры и дома в Челси. В этой лиге
Абрамович переплюнул всех.
Вот это уже не только смешно, но и уже довольно противно,
хотя всё же ещё и не рвотно. Настоящая порнография в другом. Мне довелось
смотреть по телевидению стартовый матч английского чемпионата «Ливерпуль» -
«Челси». Так вот: камеру раз двдцать наводили на Абрамовича, сидевшего в ложе.
Такого никогда не бывает: хозяина-президента никогда не пихают публике в рыло с
такой частотой. Это неприлично. Собравшиеся в пабе-ресторане «Диккенс» (дело
было в Риге) с позорным телячьим восторгом радовались успеху «Челси». По
большей части это были не болельщики «Челси» - откуда им было взяться в таком
количестве именно в Риге именно в этот день. Я думаю, что половина из них
вообще не были особые любители футбола. Для них важнее всего было именно то,
что выигрывает тот самый клуб (знаешь Сара, Даша, Бетси?), который купил этот
Рома Абрамович. А русские комментаторы в 8 случаях из десяти уже не говорят
«Челси», а говорят «команда Романа Абрамовича». Интересно, знает ли «Челси»,
что теряет свой брэнд?
Тут сработала семиотическая магия. Произошло полное
слияние образа клуба «Челси», Челси и Абрамовича, в результате чего возник
образцовый медиа-артефакт, который теперь уже будет жить самостоятельной
жизнью. Этот новый образ оказался неожиданным, курьёзным, комичным и
сексуально-жеманным. В силу этого он привлекает огромную массу праздного
внимания. Готовность рыцарей пера и микрофона раздувать этот образ, а праздных
зевак - платить за этот интерактивный свальный квази-секс – вот настоящая
порнография.
И, наконец, третий сюжет, самый, пожалуй, масштабный и
многозначительный. Я имею в виду превращение культуриста Шварценеггера в
губернатора штата Калифорния. Калифорния – не Чукотка и не Челси. Это как никак
пятая (или шестая) по экономической мощи территориальная единица в мире. Это
Голливуд и Силикон-вэлли. Это будущее во плоти. И Шварценеггер отличается от
Абрамовича как Терминатор от Колобка. Колобок стал знаменитостью только став
владельцем «команды Абрамовича», а терминатор въехал в кресло губернатора
именно как знаменитость.
Знаменитости бывают разные. Давно замечено, что кто-то
становится знаменит благодаря своим особым достижениям – Эйнштейн, Черчилль,
доктор Флеминг, Гагарин. А есть знаменитости, которые знаменитости, потому что
они знаменитости – Мадонна, Жириновский, Шварценеггер.
Нет, ну, конечно, и они кое-чего-нибудь достигли. Арни
как актёр по всем меркам рядом не лежит с Клинтом Иствудом, Джорджем Клуни,
Брюсом Уиллисом и даже исхалтурившимся Сильвестром Сталлоном (говорят, они его
и презирают). Но он – чемпион культурист и оказался удобным сырьём для кино-образа
в фильмах, которые вполне могли бы быть мультфильмами. В шоу-бизнесе это тоже
достижение.
Конечно, он нарциссист. Природный и профессиональный. У
кого ещё хватит страстного желания и терпения так культивировать своё тело.
Соответственно, он эстет: «Всю свою жизнь
я стремился к пропорциям и совершенству» Или: «я всегда поклонялся величию и
силе». Очень нужные свойства для политического лидера и главы ответственной
администрации, не правда ли?
У Арни до сих пор нет никакой программы и оказывается,
что публике это совершенно безразлично. Он не такой уж крайне правый, как ходят
слухи и как можно было бы ожидать по его экранному имиджу (вспомним Рейгана и
Чарлтона Хестона, к примеру). Он женат на племеннице Дж.Ф.Кеннеди (она же и
тележурналист – кто же ещё) и принадлежит к политическому клану, до сих пор
влиятельному в демократической партии. Он взял себе в советники миллиардера
Уолтера Баффета – тоже демократа. Он терпим к гомикам и не хочет запрещать
аборты. Но республиканцам, которым он решил вопреки всему этому одолжить себя,
на всё это наплевать. Шварценеггер даже открыто становится в позу
беспартийного: «Я протягиваю руки всем – и правым, и левым, и центру». И всем
партиям наплевать и на это.
Избрание Шварценеггера означает полное торжество
шоу-бизнеса над настоящей политикой. Так вот оказывается что нужно публике. Не
программы. Не идеология. Шварценеггер против повышения налогов, но никто всё
равно не осмелится пойти на это в Калифорнии, так что и это неважно. Есть
легенда , что Америке не может выиграть выборы тот, кто прослыл женененавистником,
был замешан в групповом сексе и покуривал марихуану. Но оказывается, что публике на всё это наплевать. Ей
нужен культ. Калифорния, конечно, не вся Америка и даже, как говорят,
вовсе не Америка, но это часть Америки и её влияние на Америку растёт, а не
падает.
Публика не просто как загипнотизированная проголосовала
за терминатора. Самое занятное и неприятное это то, что участие Шварценеггера в
калифорнийских выборах невероятно подняло явку избирателей. И вот тут
начинается настоящая порнография. Чего ради попёрлись на выборы те, кто никогда
на них не ходит? У них что, вдруг прорезалась политическая сознательность?
Чепуха, конечно. Можно думать, что на этот раз именно самые сознательные на
выборы не пошли. Ибо калифорнийские выборы – это истинный разгул деморкатии,
оборачивающий важнейшее общественное достижение ХХ века в балаган и свою
противоположность.
Какое-то в сущности сексульно-оргиастическое стремление
всех слиться в имидже с культуристом-губернатором производит рвотное
впечатление. Австрийский президент (Шварценеггер родом из австрийской деревни) подписывает поздравительную телеграмму Шварценеггеру: твой Томас. Австрийский ведущий на телевидении в оргазме
восклицает: «сегодня нас всех
выбрали губернаторами»
Порнография. В старом
анекдоте почтенную еврейскую даму спрашивают, зачем евреи делают обрезание. Ну
как же, отвечает она, во-первых, это красиво. Если у меня спросят, почему у
меня вызывают брезгливое чувство гимнюк как избранник Божий, «команда Романа
Абрамовича» и терминатор на троне, то я отвечу: ну как же, во-первых, это
некрасиво. Много чего разного обо всём этом можно сказать. Но прежде всего это
порнография – Порнография.
Дополнение 1
Жерар Депардье демонстративно уходит от французского подоходного налога и хочет эмигрировать в налоговый рай – Россию.
Эскапада Жерара Депардье вызывает две занятных ассоциации. Во-первых, маркиз де Кюстин. Как он любил Россию, пока в ней не побывал! А потом рвал на себе волосы. Во-вторых, Депардье нынче так стал похож на Гаргантюа, а отсюда ассоциация идет в сторону раблезианской скабрезности. Скабрезно выглядел дурацкий карнавал в Саранске, а в Саранске жил Бахтин, так много сказавший про карнавал со ссылками именно на Рабле. Поразительное совпадение. Почти мистика. Воиистину, ка воре шапка горит. Просто-таки перст божий.
Дополнение 2 (июль 2015)
Теперь Петер Чех будет вместо Челси играть за Арсенале. Партизане (болелы, фаны) Челси в сети мочат Чеха. Он ноет и говорит то они не настоящие партизане Челси. Пальцем в небо. Они настояшие фаны. Они-то как раз настоящие. А Чех перебежчик Не потому что ушел из Челси. Его оттуда выжили. А потому что пощел работать на прямого конкурента и старого врага. Это я говорю не как партизан Челси. Я как раз предпочитаю Арсенал. Терри говоит, что это даст Арсеналу до 15 лишних очков. Наверное, перебирает. Но не это важно. А то, что это некрасиво. Раньше такого не было. И дело не просто в конкурентной этике. А в потере лица. Клубы теряют лицо. Игроки теряют лицо. И конкуренция становится фиктивной. Из трех-четырех клубов, прямо и монопольно конкурирующих за медали, теперь лучшие шансы у того, кто ухитрится заманить к себе и не пустить в другие клубы трех-четырех ключевых игроков. И это становится особым участком трансферного рынка.
Говорят Жозе не хотел отпускать Чеха в Арсенал. Абрамович распорядился. Какого рожна -- один черт знает. Может быть вспомнил как в 2004-05 годах агрессивно сманивал Эшли Коула из Арсенала в Челси? Тоже была порнография. Но порнографией порнографию не исправишь.
No comments:
Post a Comment